Жан-Люк Годар, Jean-Luc Godard

Жан-Люк Года́р (фр. Jean-Luc Godard, род. 3 декабря 1930, Париж, Франция) — франко-швейцарский кинорежиссёр, кинокритик, актёр, сценарист, монтажер и кинопродюсер, стоявший у истоков французской новой волны в кинематографе. Его фильмы 1960-х годов оказали революционное влияние на мировое киноискусство.

Биография
Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 года в Париже. Его отец, Поль Годар, был врачом и имел собственную клинику, а мать, Одиль (в девичестве Моно́), была родом из семьи швейцарских банкиров, принадлежавших к известной французской протестантской фамилии, которую носили многие известные люди, включая нобелевского лауреата Жака Моно, композитора Жак-Луи Моно, натуралиста Теодора Моно и историка Габриэля Моно.
Когда Годару было 4 года, семья переехала в Швейцарию. Здесь, в Ньоне, он получил начальное образование, затем с 1946 года обучался в Париже, в Лицее Бюффона. Однако в этот момент он увлёкся кино и предпринял первые попытки заняться литературным творчеством. В результате он провалил экзамен на степень бакалавра и вернулся домой в Швейцарию. В 1949 году поступил в Сорбонну и некоторое время изучал там антропологию. Будучи студентом, много времени проводил в кинематографических клубах Парижа, во французской синематеке. В 1951 году начал писать статьи о кино в специализированном журнале «Les Cahiers du cinéma».
В 1954 году дебютирует как кинорежиссёр короткометражным фильмом «Операция бетон». В 1960 году у Годара выходит первый полнометражный фильм «На последнем дыхании», ознаменовавший собой появление новой волны в кинематографе. Следующий фильм Годара «Маленький солдат» (1960) был запрещён цензурой и увидел свет только спустя три года.
Следующие фильмы Годара «Жить своей жизнью», «Карабинеры», «Презрение» исследуют сложные социально-психологические проблемы, переживаемые обществом. В 1965 году выходит фильм «Альфавиль» — фантастическая антиутопия, обличающая технократию и тоталитаризм.
Годар активно участвует в майских событиях 1968 года, является одним из идейных вдохновителей «нового левого движения», снимает ряд пропагандистских фильмов.
Позднее Годар возвращается к «большому кино» и создаёт несколько значимых лент: «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Страсть», «Имя: Кармен».
В 1990-х годах Годар создаёт масштабную киноантологию «История кино». Фильм «Моцарт — навсегда» (1996) затрагивает близкую Годару тему взаимоотношений искусства и художника.
В последнее время Годар часто принимает участие в совместных режиссёрских проектах, таких как, например, «На десять минут старше».
В 2011 году был награждён премией «Оскар» за вклад в развитие в кинематографа.
В 2014 году поставил экспериментальный 3D-фильм «Прощай, речь», удостоенный приза жюри Каннского кинофестиваля и ряда других наград. При подведении киноитогов 2014 года «Прощай, речь» вошёл в большинство списков лучших фильмов года.

Этапы творчества
Творчество Ж.-Л. Годара систематизируется по 5 периодам, которые определяются переходом режиссёра на новый уровень развития политических воззрений и философского осмысления мира.
1. Новая волна (1960—1966)
«На последнем дыхании» (1960), «Маленький солдат» (1960), «Безумный Пьеро» (1965), «Карабинеры» (1963), «Две или три вещи, которые я знаю о ней» (1966), «Мужское-женское» (1966).
Характерные приемы: съемки «парящей» камерой по концепции А. Астрюка «Камера-стило», jump cuts, переосмысленным из советского кинематографа, когда два кадра образуют резкую склейку смысловые отсылки через газеты, картины и постеры.
Характерные темы: герой-бунтарь, находящийся в поисках новых правил жизни, политические события в стране, понимание режиссёром того, что существующая система ненавистна, жертвы социальных механизмов.

2. Маоистский период (1967)
«Китаянка» (1967), «Уик-энд» (1967).
Характерные приемы: техника коллажа, цветопись.
Характерные темы: яркий радикализм и революционная агрессия.

3. Группа «Дзига Вертов» (1967—1970)
«Здесь и там» (1976), «Владимир и Роза» (1971), «Борьба в Италии» (1971), «Правда» (1970), «Ветер с Востока» (1970).
Характерные приемы: вскрытие и деконструкция нарративности.
Характерные темы: пытается применить идеи социализма в процессе создания кино (снимает коллективно, отсутствует один автор, свободная дистрибьюция), аналитика существующих в обществе проблем.

4. Студия «Sonimage» (1973—1979) — Сотрудничество с Анн-Мари Мьевиль
«Номер два» (1975), «Как дела» (1978).
Характерные темы: исследование новых технологий (цифрового телевидения) в целях обретения новых средств выразительности, воспроизведение реальности в кино, обращается к способам фиксации реальности, вопросу достоверности видео и фотографии, допущения того, что в виртуальном формате реальность соразмерна той, в которой мы живем.

5. Поздний этап (с 1980-х гг. по н. в.)
Характерные приемы: переходит от осмысления цифрового формата как средства художественной выразительности к специфике телеязыка, использует возможности нового языка.
Характерные темы: сложные социальные вопросы, исследование природы образов, поиск изображения, отсылающего к ментальным образам зрителя (которые появляются в обход аналитическому восприятию и являются процессом постоянного осознания мира).

Политические взгляды и обвинения в антисемитизме
Годар широко известен антисионистскими взглядами, критикой государства Израиль и поддержкой палестинцев. В 1976 году на основе съёмок, которые Годар смог провести во время своего путешествия на Ближний Восток несколькими годами ранее, он выпустил документальный фильм «Здесь и там». В нём Годар средствами монтажа проводит параллель между угнетением палестинцев и Холокостом. Биограф режиссёра Ричард Броди основную идею фильма излагает следующим образом: «Гитлер — это реакция на коммунизм, Израиль — результат Холокоста, а страдания палестинцев — последствия результатов Холокоста».
В 2010 году, после объявления о том, что Годару будет вручён почётный «Оскар», в прессе прошла бурная дискуссия о высказываниях режиссёра разных лет, вызвавших обвинения в антисемитизме, и о том, достоин ли он в связи с этим награды. Броди, комментируя эти обвинения, основанные в том числе и на приводимых в его работе цитатах, охарактеризовал Годара как режиссёра, который «как никто другой кроме Клода Ланцмана подходил к Холокосту с величайшей этической серьёзностью; в своих фильмах Годар рассматривал его как центральный политический и даже эстетический кризис своего времени и утверждал, в фильмах и интервью, что неспособность кинематографа задокументировать Холокост в надежде предотвратить его может считаться безусловным и невосполнимым поражением» этого вида искусства.

Личная жизнь
В 1961 году Годар женился на актрисе датского происхождения Анне Карине. Она играла главную героиню, проститутку, в фильме Жить своей жизнью. В 1964 году они развелись.
В 1967 году во время съёмок Китаянки Жан-Люк Годар встретил свою вторую жену, актрису, внучку французского писателя Франсуа Мориака — Анн Вяземски. В 1979 году они тоже расстались.

Фильмография
1954 — «Операция бетон» / Opération béton (короткометражный)
1955 — «Кокетка» / Une femme coquette (короткометражный)
1956 — «Всех парней зовут Патрик» / Tous les garçons s’appellent Patrick (короткометражный)
1957 — «Шарлотта и её Жюль» / Charlotte et son Jules (короткометражный)
1957 — «История воды» / Une histoire d’eau (совместно с Ф. Трюффо)
1960 — «На последнем дыхании» / À bout de souffle
1960 — «Маленький солдат» / Le Petit Soldat
1961 — «Женщина есть женщина» / Une femme est une femme
1962 — «Семь смертных грехов» (эпизод «Лень») / Les Sept Péchés capitaux (sketch La Paresse)
1962 — «Жить своей жизнью» / Vivre sa vie
1962 — «РоГоПаГ» (эпизод «Новый мир») / Ro.Go.Pa.G. (sketch Il nuovo mondo)
1963 — «Карабинеры» / Les Carabiniers
1963 — «Презрение» / Le Mépris
1964 — «Посторонние» (Банда аутсайдеров) / Bande à part
1964 — «Самые красивые мошенники мира» / Les Plus Belles Escroqueries du monde (sketch Le Grand Escroc)
1964 — «Замужняя женщина» / Une femme mariée
1965 — «Альфавиль» / Alphaville, Une étrange aventure de Lemmy Caution
1965 — «Париж глазами…» (эпизод «Монпарнас-Леваллуа») / Paris vu par… (sketch Montparnasse-Levallois)
1965 — «Безумный Пьеро» / Pierrot le fou
1966 — «Мужское — женское» / Masculin, féminin
1966 — «Сделано в США» / Made in U.S.A.
1967 — «Две или три вещи, которые я знаю о ней» / 2 ou 3 choses que je sais d’elle
1967 — «Древнейшая профессия в мире» (эпизод «Предвидение, или какой будет любовь в 2000 году») / Le Plus Vieux Métier du monde (sketch Anticipation, ou l’amour en l’an 2000)
1967 — «Китаянка» / La Chinoise
1967 — «Далеко от Вьетнама» / Loin du Vietnam (sketch Caméra-œil)
1967 — «Уик-энд» / Week end
1968 — «Один плюс один» («Сочувствие дьяволу») / One plus one (Sympathy for the Devil)
1968 — «Фильм, как фильм» / Un film comme les autre
1968 — /Cinétracts
1969 — «Весёлая наука» / Le Gai Savoir
1969 — «Любовь и ярость» (эпизод «Любовь») / Amore e Rabbia (sketch L’Amour)
1969 — «Ветер с востока» / Le Vent d’est
1970 — «Владимир и Роза»
1970 — «Правда» / Pravda
1970 — «Лотта в Италии» / Lotte in Italia
1970 — «Звуки Британии» / British Sounds
1972 — «В час ночи» / One P.M.
1972 — «Всё в порядке» / Tout va bien
1972 — «Письмо Джейн» / Letter to Jane
1975 — «Номер два» / Numéro deux
1976 — «Здесь и там» / Ici et ailleurs
1977 — /Six fois deux / Sur et sous la communication (TV)
1977 — /France / tour / détour / deux / enfants (TV)
1978 — «Как дела?» / Comment ça va?
1980 — «Спасай, кто может (свою жизнь)» / Sauve qui peut (la vie)
1981 — «Письмо Фредди Бюашу» / Lettre à Freddy Buache (короткометражный)
1982 — «Страсть» / Passion
1983 — «Имя: Кармен» / Prénom Carmen
1985 — «Приветствую тебя, Мария» / Je vous salue, Marie
1985 — «Детектив» / Détective
1986 — «Величие и падение маленькой кинокомпании» / Grandeur et décadence d’un petit commerce de cinéma (TV)
1986 — «Мягко стелет» / Soft and Hard
1986 — «Встреча с Вуди Алленом» / Meetin’ WA
1987 — «Король Лир» / King Lear
1987 — «Ария» (фрагмент «Армида») / Aria (partie Armide)
1987 — «Тренируй правую» / Soigne ta droite
1988 — «Сила слова» / Puissance de la parole
1988 — /On s’est tous défilé (TV)
1989 — /Le Rapport Darty
1990 — «Новая волна» / Nouvelle Vague
1991 — «Забвенью вопреки» / Contre l’oubli
1991 — «Германия, девять — ноль» / Allemagne 90 neuf zéro
1993 — «Увы мне» / Hélas pour moi
1993 — «Дети играют в Россию» / Les enfants jouent à la Russie
1995 — «ЖЛГ — автопортрет в декабре» / JLG — Autoportrait de décembre
1995 — «Сто лет французского кино» / Deux fois cinquante ans de cinéma français
1996 — «Моцарт — навсегда» / For Ever Mozart
1998 — «Старые места» / The Old Place
1998 — «История(и) кино» / Histoire(s) du cinéma (V)
2000 — «Происхождение XXI века» / L’Origine du XXIe siècle
2001 — «Хвала любви» / Éloge de l’amour
2002 — «На десять минут старше: Виолончель» (эпизод «Во тьме времени») / Ten Minutes Older: The Cello (partie Dans le noir du temps)
2004 — «Наша музыка» / Notre musique
2010 — «Социализм» / Film Socialisme
2014 — «Прощай, речь 3D» / Adieu au Langage
2018 — «Книга образа», или «Образ и речь» / Le livre d’image

Жан-Люк Годар, Jean-Luc Godard Биография, Жан-Люк Годар, Jean-Luc Godard Творчество, Жан-Люк Годар, Jean-Luc Godard смотреть фильмы онлайн бесплатно в хорошем качестве