Александр Лукич Птушко

Александр Лукич Птушко (настоящая фамилия Пту́шкин; 6 (19) апреля 1900, Луганск — 6 марта 1973, Москва) — советский кинорежиссёр, кинооператор, художник-мультипликатор, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1969). Лауреат Сталинской премии первой степени (1947). Мастер сказочного жанра в кино. Изобретатель в области комбинированных съёмок, создатель первого в мире полнометражного кукольного мультфильма, первого советского звукового мультфильма и первого широкоэкранного фильма со стереозвуком.

Биография
Ранние годы
Александр Птушкин родился в Луганске Екатеринославской губернии Российской империи (ныне Луганская область Украины) в семье крестьян Луки Артемьевича и Натальи Семёновны Птушкиных. С детства хорошо рисовал. На выставке работ реального училища, в котором учился Александр, его рисунки признали лучшими. Их высоко оценила Мария Улазовская, жена Николая Шверника, и в дальнейшем помогла Птушко переехать в Москву и поступить в Государственную школу кинематографии на заочное отделение.
С 1919 года служил в 11-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии. После Гражданской войны работал актёром и художником-декоратором в Народном доме и корреспондентом газеты «Донецкая кочегарка».
В 1923—1926 годах учился в Московском институте народного хозяйства. Сменил несколько профессий (корреспондент в газете, актёр, художник-декоратор, секретарь орготдела Союза строителей Москвы), пока не нашёл своё призвание в кинематографе.

Мультипликация
С 1927 года работал на «Москинокомбинате» («Мосфильме») как художник и режиссёр-мультипликатор, конструировал куклы. В 1928 году дебютировал в качестве режиссёра, поставив серию мультфильмов с участием кукольного персонажа Братишкина совместно с Юрием Меркуловым и Иваном Никтиченко. В 1932 году снял первый советский звуковой мультфильм «Властелин быта».
Наиболее значительной работой Птушко в 1930-е годы стал полнометражный мультипликационно-игровой фильм «Новый Гулливер» (1935), поставленный по мотивам романа Джонатана Свифта, в котором наряду с 1500—3000 куклами играл живой актёр. Новаторские методы комбинированных съёмок, конструкции и приспособления на протяжении многих лет применялись другими советскими режиссёрами, а сам фильм оказал большое влияние на становление чешской школы мультипликации. Песня «Моя лилипуточка», стилизованная под творчество Александра Вертинского, мнгновенно стала хитом. Как впоследствии вспоминала Наталия Птушко:
Тогда, в 35-м, когда «Новый Гулливер» вышел на экраны, все вдруг заговорили об актуальности и злободневности. Марширующих лилипутов сравнивали с фашистами, а когда фашист пошёл по Европе, фильм обрёл второе дыхание; люди отказывались видеть в этом просто сказку. Но были и другие аналогии, они пугали. В нашей стране был один Гулливер, ему фильм понравился. Отец недоумевал: «Неужели никто не видит главного в моём фильме: человек и кукла — равные партнёры? Я создал новый мир, а они тянут его в свой, — говорил отец. — Я создал сказку, а вы ищите в ней обычную жизнь. Поймите, что заставить маршировать тысячу кукол сложнее, чем пройтись парадом по Красной площади целой армией». Отцу не верили. Тогда многие искали фигу в кармане.

Фильм пользовался большим успехом как в СССР, так и за рубежом, и позволил Птушко открыть собственное художественно-производственное объединение объёмной мультипликации на «Мосфильме». С 1936 по 1940 год его команда поставила около дюжины короткометражных кукольных фильмов: «Лиса и волк», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Весёлые музыканты» и другие. Часть из них были цветными и снимались по трёхцветному способу Павла Мершина. К работе также привлекались Павел Баженов и другие мастера палехской миниатюры.
В 1939 году Птушко поставил ещё один полнометражный мультипликационно-игровой фильм — «Золотой ключик» по сказке Алексея Толстого, который не только выступил автором сценария, но и принимал активное участие в съёмках. В этой сказке режиссёр отдал предпочтение не мультипликации, а комбинированным съёмкам и оптическому совмещению объектов, когда актёров располагали на разном расстоянии от камеры, чтобы уменьшить/увеличить их пропорции (спустя годы нечто подобное повторил Питер Джексон во «Властелине колец»).
Во время Великой Отечественной войны был признан негодным к строевой службе по близорукости и вместе с семьей эвакуирован в Алма-Ату, где работал на Центральной объединённой киностудии художественных фильмов. Руководил трюковыми и комбинированными съёмками в фильмах «Парень из нашего города», «Секретарь райкома», «Зоя» и других. Чтобы прокормить семью, научился шить обувь, вышивал знамёна. Все его ученики погибли на войне, и восстановить свою мастерскую он не смог.
В 1932—1949 годах исполнял обязанности профессора ВГИКа и заведующего кафедрой художественного факультета. В 1944—1946 годах был директором киностудии «Союзмультфильм». В эти же годы написал ряд научно-популярных книг на тему мультипликации, трюковых и комбинированных съёмок.

Игровое кино
После войны начал снимать игровые фильмы, экранизируя былины, народные сказки, произведения русской литературы — «Каменный цветок» (1946), «Садко» (1952), «Илья Муромец» (первый советский широкоэкранный фильм со стереозвуком, 1956), «Алые паруса» (1961), «Сказка о потерянном времени» (1964), «Сказка о царе Салтане» (1968), «Руслан и Людмила» (1972).
Фильмы пользовались большим успехом не только в СССР, но и на Западе: в Великобритании «Илья Муромец» вышел под названием «Былинный герой и чудище» (The Epic Hero and the Beast), в США — «Дракон и меч» (The Sword and the Dragon); американский вариант был перемонтирован на студии Роджера Кормана, как и ряд других сказок Птушко и Роу. Совместный советско-финский фильм «Сампо» (1958) шёл в амеркианском прокате под названием «День, когда Земля замерзла» (The Day the Earth Froze), а «Садко», вышедший в 1953 году, в 1962 году вновь прошёл на экранах Америки как «Волшебное путешествие Синдбада» (The Magic Voyage of Sinbad).
Птушко был автором и соавтором сценариев, режиссёром комбинированных съёмок к ряду своих и не только фильмов, например, «Дети капитана Гранта», «Вий». Он не только конструировал, но также собственноручно собирал куклы и всевозможные механизмы. По инициативе кинорежиссёра работали цеха по производству бутафории, термостат для вулканизации латексной пены в крупных размерах в Химках. С 1960 по 1963 год был художественным руководителем Творческого объединения «Юность» детских и юношеских фильмов при киностудии «Мосфильм».
На Западе Птушко называют «советским Уолтом Диснеем». Ряд критиков сравнивали его с итальянским режиссёром Марио Бава, также известным своими работами в кинофантастике, в том числе вольной экранизацией «Вия».
Александр Птушко мечтал экранизировать «Тараса Бульбу» и «Слово о полку Игореве», к которому даже написал сценарий, но из-за тяжёлой болезни почек не успел довести замысел до конца.
Скоропостижно скончался 6 марта 1973 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Семья
Александр Птушко был несколько раз женат.
Дочь от первого брака — Наталия Птушко (1926—2008), работала ассистентом и вторым режиссёром на киностудии «Мосфильм», в том числе в картинах отца; похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с отцом.

Фильмография
1927 Пропавшая грамота (м/ф) конструктор кукол и декораций
1928-1931 Приключения Братишкина (м/ф сериал: «Шифрованный документ» (1928), «Случай на стадионе» (1928), «Сто приключений» (1929), «Кино в деревню» (совм. с И. Никитченко, 1930)) художник, мультипликатор, актёр
1930 Крепи оборону! (м/ф)
1932 Властелин быта (м/ф) художник
1935 Новый Гулливер
1936 Дети капитана Гранта режиссёр комбинированных съёмок
Репка (м/ф)
Лиса и волк (м/ф)
Лиса и виноград (м/ф)
Волк и журавль (м/ф)
1937 Сказка о рыбаке и рыбке (м/ф)
Завещание (м/ф)
1938 Весёлые музыканты (м/ф)
Пёс и кот (м/ф)
Маленький-удаленький (м/ф)
1939 Золотой ключик
1942 Славный малый режиссёр комбинированных съёмок
Парень из нашего города режиссёр комбинированных съёмок
Секретарь райкома режиссёр комбинированных съёмок
Батыры степей/Песнь о великане (к/м) режиссёр комбинированных съёмок, оператор
1943 Во имя Родины режиссёр комбинированных съёмок
1944 Небо Москвы режиссёр комбинированных съёмок
Зоя режиссёр батальных сцен
Телефон (м/ф)
1945 Пропавшая грамота (м/ф)
Теремок (м/ф)
1946 Каменный цветок
1948 Три встречи
1952 Садко
1956 Илья Муромец
1958 Сампо
1961 Алые паруса
Друг мой, Колька!
1962 Фитиль (сюжет №3 «Накрыли»)
Бей, барабан!
1964 Сказка о потерянном времени
1966 Сказка о царе Салтане
1967 Вий
1972 Руслан и Людмила
В 1988 году вышел научно-популярный фильм «Сказочный мир Александра Птушко», снятый Александром Захаровым, работавшим с Птушко вторым режиссёром.
В 2009 году кадры кинорежиссёра вошли в документальный фильм «Великие комбинаторы».

Александр Лукич Птушко Биография, Александр Лукич Птушко Творчество, Александр Лукич Птушко смотреть фильмы онлайн бесплатно в хорошем качестве