Александр Аркадьевич Белинский

Александр Аркадьевич Белинский (5 апреля 1928, Ленинград — 2 марта 2014, Санкт-Петербург) — советский и российский режиссёр и сценарист, создатель многочисленных телевизионных спектаклей и фильмов-балетов, поставленных по литературным сюжетам Антона Чехова, Максима Горького. Главный режиссёр Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии. Внёс большой вклад в становление телевизионного театра, в том числе телевизионного балета как отдельного жанра на советском телевидении. Народный артист Российской Федерации (1999). С 1996 года являлся членом Академии Российского телевидения.

Биография
Александр Белинский родился в Ленинграде; учился сначала в 155 средней школе Смольнинского района (сейчас 155 гимназия Центрального района Санкт-Петербурга). Затем переехал в Москву, где окончил школу в 1944 году. Сам Белинский рассказывал: «В шесть лет я посмотрел в ТЮЗе (в том великом ТЮЗе на Моховой) „Зеленую птичку“ Гоцци, и никаких других мыслей, кроме театра, у меня уже не возникало. 1 сентября 1945 года я пришёл на режиссёрский факультет Зона. После гениального спектакля Рубена Симонова в Театре им. Вахтангова „Мадемуазель Нитуш“, который решил мою судьбу окончательно и бесповоротно, я понял, что надо работать именно в этом жанре».

В Москве он поступил в ГИТИС на факультет театроведения, в 1950 году — на режиссёрский факультет Ленинградского театрального института. На театральную практику на втором курсе определился в балетную труппу Кировского театра. Ещё будучи студентом, вместе с сокурсником Оскаром Ремезом сочинял и ставил цирковые номера: клоунские антре, тексты для ведущих.
В 1949 году Белинский начал работу в Театре миниатюр под руководством Аркадия Райкина как сорежиссёр спектакля «Любовь и коварство»; самостоятельно поставил в Театре миниатюр два спектакля — в 1956 и 1970 годах.
В 1950 году, по окончании вуза, организовал при Ленинградском Доме актёра Театр капустника; поставленные им в 50-60-х годах актёрские капустники пользовались большой популярностью в Ленинграде. Работал в Драматическом театре Северного флота в Мурманске. В 1953—1962 годах был режиссёром Ленинградского театра им. Ленинского комсомола.

В 1962—1985 годах — режиссёр-постановщик ленинградского телевидения (среди работ — телеспектакли «Девочки» по пьесе Веры Пановой о ленинградской блокаде, «Кюхля», «Мертвые души», «Записки сумасшедшего», «Понедельник начинается в субботу», «12 стульев» и другие).
С 1968 года — на студии «Лентелефильм», один из создателей этого творческого объединения.
С 1988 года — режиссёр Большого театра кукол. Сотрудничал с несколькими театрами Литвы.
С 1995 по 2002 годы Белинский возглавлял Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии. Среди постановок — «Честь смолоду» по роману А. А. Первенцева; «Смейся, паяц!» А. Скорокопытова; «Раскрытое окно» по пьесе Э. В. Брагинского.
В 1997 году в Санкт-Петербурге были изданы его художественные произведения: «Красотки кабаре (полудетективная повесть)», «Осеннее танго (повесть)» и «„Шарик, здравствуй!“ (басня в прозе)».
Белинский был автором цикла телепрограмм на телеканале «Культура» о театре и театральных деятелях «Рассказы старого сплетника», составивших впоследствии книгу с тем же названием. Был также режиссёром ряда выпусков популярных телепередач «Голубой огонёк» и «Кабачок 13 стульев». Всего им поставлено около 200 спектаклей на телевидении, в театрах Москвы и Ленинграда-Петербурга, из них 112 телеспектаклей и телефильмов. Написал либретто к балетам «Накануне», «Три карты», «Барышня и хулиган».
Доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, А. Белинский за годы преподавания в институте театра, музыки и кинематографии им.Н.А. Черкасова выпустил таких учеников как Е. Сафонова, Т. Кузнецова, К. Воробьев и других.
Белинский был троюродным братом актёра Андрея Миронова (родство по отцу, Александру Менакеру, которому Белинский приходится двоюродным племянником) и посвятил его памяти несколько выступлений и воспоминаний.
Умер Александр Белинский 2 марта 2014 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище.

Творчество
Первой работой Белинского на телевидении стал спектакль по пьесе А. П. Чехова «Чайка» в 1964 году. Его первым фильмом-балетом стала «Галатея» в 1977 году. Затем последовало ещё двенадцать фильмов в этом жанре. В них блистали звезды русского балета Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Марис Лиепа, Ирина Колпакова, Ольга Ченчикова, Анна Плисецкая, Гали Абайдулов, Валентина Ганибалова и другие. Балетмейстерами фильмов стали Георгий Алексидзе, Владимир Васильев, Дмитрий Брянцев. Специально для постановок писалась музыка композиторами Тимуром Коганом, Валерием Гаврилиным, Андреем Петровым.

Режиссёр
Работы в театре
Ленинградский театр имени Ленинского комсомола
«Кто смеётся последним» К. Крапивы
«В добрый час» В. С. Розова
1956 — «В старой Москве» В. Ф. Пановой
«В поисках радости» В. С. Розова
«Неравный бой» В. С. Розова
«Двадцать лет спустя» М. А. Светлова
«Горе уму» сценическая версия и постановка, 2013 (А.С. Грибоедов)

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии
«Честь смолоду» (1951) по роману А. А. Первенцева
«Смейся, паяц!» А. Скорокопытова
«Раскрытое окно» Э. В. Брагинского

Работы на телевидении
1963 — «Кюхля», телеспектакль по роману Ю. Тынянова, с С. Юрским
1964 — «Чайка» (телеспектакль по пьесе А. П. Чехова)
1965 — «Нос» (телеспектакль)
1965 — «Понедельник начинается в субботу» (телеспектакль) по повести братьев Стругацких.
1966 — «12 стульев» (фильм-спектакль по мотивам одноимённого романа И .Ильфа и Е. Петрова)
1966 — «Смуглая леди сонетов» (телеспектакль по пьесе Дж. Б. Шоу)
1967 — «Жизнь Матвея Кожемякина» (телеспектакль по повести М. Горького)
1968 — «Записки сумасшедшего» (по повести Н. В. Гоголя)
1968 — «Бешеные деньги» (фильм-спектакль по одноимённой комедии А. Н. Островского)
1969 — «Мёртвые души» (телеспектакль по одноимённой поэме Н. В. Гоголя)
1968 — «Мадрид» (по рассказу И. А. Бунина с А. Фрейндлих в главной роли)
1970 — «Прощай, оружие!» (фильм-спектакль по одноимённому роману Эрнеста Хемингуэя)
1971 — «Семь жён Синей Бороды» (телеспектакль)
1974 — «Лев Гурыч Синичкин»
1975 — «Трактирщица» (телеспектакль по комедии Карло Гольдони )
1976 — «Театральные истории» (трагикомедия по рассказам Чехова)
1976 — «Старые друзья» (мелодрама, телефильм по одноименной пьесе Л. Малюгина)
1976 — «Как важно быть серьёзным» (Комедия нравов, телеспектакль по пьесе О. Уайльда «Как важно быть серьёзным», 1895)
1977 — «Галатея» (фильм-балет) (по пьесе Дж. Б. Шоу «Пигмалион»)
1978 — «Ограбление в полночь» (Детективно-эротическая история — Комедия по водевилю югославского драматурга Мирослава Мировича «Вор в положении, или ограбление в полночь»)
1978 — «Встречи» — (телефильм по трём рассказам: «Встреча» В. Г. Распутина, «Прохладное солнце осени» Ю. В. Трифонова и «Тряпки» С. К. Никитина)
1979 — «Цезарь и Клеопатра» (телеспектакль по одноимённой пьесе Дж. Б. Шоу из цикла «Три пьесы для пуритан». Гай Юлий Цезарь — Иннокентий Смоктуновский)
1979 — «Старое танго» (фильм-балет)
1979 — «Незнакомка»
1980 — «Жиголо и Жиголетта» (фильм-балет)
1980 — «Альманах сатиры и юмора» (Комические истории по рассказам «Дорогая собака» А. П. Чехова, «Змея» В.Драгунского, «Шубка» В.Катаева, «Повязка на ноге» Г.Горина и отрывок оперетты И.Штрауса «Летучая мышь», телеспектакль)
1981 — «Простая девушка»
1982 — «Продавец птиц» (Музыкальный телеспектакль по одноименной оперетте Карла Целлера)
1982 — «Анюта» (фильм-балет, совместно с В. Васильевым)
1981 — «Два голоса» (фильм-спектакль по мотивам рассказов «Тёмные аллеи» И. Бунина, «Четвёртая мещанская» Е. Евтушенко и «Идеалистка» А. Володина)
1982 — «Пятый десяток» (фильм-спектакль с Алисой Фрейндлих)
1983 — «Понедельник — день тяжёлый» (фильм-спектакль по мотивам комедии В.Катаева «Понедельник»)
1983 — «Графоман» (фильм-спектакль с Олегом Ефремовым по рассказу А.Володина «Не хочу быть несчастливым»)
1983 — «Карамболина, Карамболетта!» (фильм-концерт)
1984 — «Перикола»
1984 — «Дом у дороги» (фильм-балет)
1985 — «Марица» (художественный фильм по мотивам одноимённой оперетты Имре Кальмана)
1985 — «Голубые города» (фильм-концерт)
1986 — «Фуэте» (фильм-балет)
1987 — «Чаплиниана» (фильм-балет)
1989 — «Женитьба Бальзаминова» (фильм-балет)
1991 — «Шедевры Мариуса Петипа» («Гран-па из балета „Пахита“» и «Привал кавалерии») (экранизация балета)
1992 — «Последняя тарантелла» (фильм-балет)
1993 — «Провинциальный бенефис» (на музыку Валерия Гаврилина, оператор Эдуард Розовский, с Г. Вишневской и В. Стржельчиком)
1995 — «Полубог» (фильм-спектакль с Михаилом Ульяновым)
1995 — «Классная дама» (фильм-спектакль с Е. С. Максимовой)

Сценарист
1965 — «Нос» (телеспектакль по одноимённой повести Н. В. Гоголя, 1832)
1974 — «Лев Гурыч Синичкин» ( экранизация водевиля Д. Т. Ленского)
1976 — «Театральные истории» (телеспектакль)
1979 — «Старое танго» (фильм-балет, совместно с Д. Брянцевым)
1980 — «Жиголо и Жиголетта» (фильм-балет по рассказу С.Моэма)
1982 — «Анюта» (фильм-балет — входит в число самых известных экранизаций произведений А. П. Чехова)
1983 — «Карамболина, Карамболетта!» (из оперетты Имре Кальмана «Фиалка Монмартра»)
1984 — «Перикола» (музыкальный фильм по мотивам одноимённой оперетты Жака Оффенбаха о перуанской актрисе )
1985 — «Голубые города» (фильм-концерт)
1987 — «Чаплиниана» (фильм-балет)
1989 — «Женитьба Бальзаминова» (фильм-балет по мотивам трилогии А. Н. Островского «Праздничный сон до обеда», «Женитьба Бальзаминова», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!»)
1992 — «Последняя тарантелла» (фильм-балет, по Горькому, «Сказки об Италии»)
1993 — «Провинциальный бенефис»
1995 — «Полубог» (фильм-спектакль по рассказу А.Куприна)
1995 — «Классная дама» (фильм-спектакль по рассказу А.Куприна «Наталья Давыдовна»)

Актёр
1980 — Мой папа — идеалист — Игнатий Степанович
1983 — Уникум — телеведущий
1985 — Переступить черту — директор ресторана
1986 — Голос — руководитель лаборатории
1988 — Собачье сердце — участник спиритического сеанса
1995 — Полубог — суфлёр
2003 — Челябумбия — Сан Саныч

Мемуарист — автор и ведущий теле- и радиопрограмм
А. А. Белинский вёл авторские передачи на телевидении и цикл программ «Звёзды не гаснут» на «Радио России — Санкт-Петербург», где рассказывал о выдающихся деятелях отечественной культуры, с которыми сводила его судьба как в постановках, так и в неформальной обстановке, например — их творческих вечеров в ленинградском Доме актера (Дома работников искусств имени К. С. Станиславского), ведущим которых ему приходилось быть, и с многими из которых его связывала личная дружба.

Награды и премии
Народный артист Российской Федерации (4 марта 1999)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (24 февраля 1989)
орден Почёта (5 апреля 2009) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1984) — за фильм-балет «Анюта» (автор сценария и режиссёр)
Золотая «Ника» за телефильм «Записки сумасшедшего»
Царскосельская художественная премия (2005) — «За уникальный творческий путь в театре, кино и литературе»
премия Фонда Императорского Михайловского театра (2008).
Лауреат премии «Золотое перо-2012» в номинации «За вклад в развитие журналистики».

Александр Аркадьевич Белинский Биография, Александр Аркадьевич Белинский Творчество, Александр Аркадьевич Белинский смотреть фильмы онлайн бесплатно в хорошем качестве