Биография

Библия — собрание текстов, являющихся священными в иудаизме и христианстве. В иудаизме Священным Писанием является Танах, именуемый также еврейской Библией, в христианстве — Ветхий Завет (Танах и дополнительные священные книги) и Новый Завет. Книги Танаха составляют иудейский канон (норма, правило) и являются каноническими во всех христианских конфессиях. Ветхозаветная идея святости, как непременного атрибута Бога, наиболее полно раскрытая в книге Левит, привела к распространению среди
христиан названий «Святая Библия» или «Священное Писание». Христиане считают весь канонический текст Библии богооткровенным или богодухновенным, то есть написанным под непосредственным воздействием Святого Духа и служащим первоисточником и правилом веры.

Древнейшие греческие рукописи с полным текстом христианской Библии датируются IV в. н. э. Сохранившиеся манускрипты Танаха, написанные на иврите и арамейском, датируются X веком н. э., но имеется Ватиканский кодекс с Септуагинтой, также относимый к началу IV в. н. э. Библия разделена на главы Стефаном Лэнгтоном (XIII в.) и на стихи Робертом Этьенном (XVI в.). Общепринято цитируется по книге, главе и стиху.
Ветхий Завет написан на древнееврейском языке (библейском иврите), за исключением некоторых частей, написанных на арамейском языке. Новый Завет написан на древнегреческом языке (в форме койне).
Библия является самой продаваемой книгой всех времён, со среднегодовым объёмом продаж примерно в 100 миллионов копий, и имеет колоссальное влияние на литературу и историю, особенно на Западе, став первым образцом массовой литературы.
Название. Слово «Библия» в самих священных книгах не встречается и впервые было использовано применительно к собранию священных книг на востоке в IV веке Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским. Евреи свои священные книги обозначали названиями: «Писания», «Священные Писания», «Завет», «книги Завета», «Закон и Пророки». Христиане
новозаветные писания обозначали названиями «Евангелие» и «Апостол».
Библейский канон.
В зависимости от христианской конфессии число дополнительных книг в Ветхом Завете различно. В Русской Православной церкви эти книги
называются неканоническими, в греческих Православных Церквях (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Элладская,
Кипрская) — «анагиноскомена», в католичестве они называются второканоническими или девтероканоническими. В протестантстве эти книги
называются апокрифами и либо совсем не помещаются в Библию, либо помещаются в приложение к ней. Книги Нового завета одинаковы во всех
конфессиях и являются каноническими.
Существуют также отличия в последовательности книг в Библии в различных традициях. Еврейская Библия (Танах) содержит 3 раздела из 24 книг: 5
книг Торы («Учение» или «Закон» или «Пятикнижие»), включает в себя Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Невиим («Пророки»); Ктувим
(«Писания»). В Танахе «Пророки» (Невиим) предшествуют Писанию (Ктувим) и включают в себя книги «ранних пророков»: книги Иисуса Навина,
Судей, 1 и 2 Самуила (1 и 2 Царств) и 1 и 2 Царей (3 и 4 Царств), которые в христианской традиции рассматриваются как исторические, наравне
с книгами Летописей (Паралипоменон). Кроме этого, в иудейской традиции книга Даниила рассматривается не как пророческая, а как часть Писания.

Содержание христианских Библий варьируется от протестантского канона (66 книг) до канона Эфиопской православной церкви (81 книга). Первая часть христианской Библии — Ветхий Завет — в основном представляет собой перегруппированную Еврейскую Библию, разделённую на 39 книг.
Римско-католическая церковь включает в ветхозаветный канон так называемые второканонические книги и придает им равный авторитет с ранее вошедшими в канон. Вторая часть — Новый Завет — состоит из 27 книг: 4 канонических Евангелия, Деяния апостолов, 21 послание апостолов и Откровение Иоанна Богослова.
Состав Библии.
Основная статья: Книги Библии
Книги Библии состоят из книг Ветхого и Нового Заветов. Книги Ветхого Завета состоят из книг Еврейской Библии (Танаха) и дополнительных книг, называемых в зависимости от христианской конфессии неканоническими, «анагиноскомена» («рекомендуемыми для чтения») и второканоническими.
Основная статья: Ветхий Завет
Танах.
Первая по времени создания часть Библии в оригинале называется Танах; в христианстве она включается в состав «Ветхого Завета». Еврейское Священное Писание не имеет единого названия, которое было бы общим для всего еврейского народа и применялось во все периоды его истории.
Эта часть Библии представляет собой собрание книг, написанных на протяжении 1000 лет на еврейском языке с XIII в. по IV в. до нашей эры (по другим оценкам с XII—VIII вв. до н. э. по II—I вв. до н. э.) и канонизированных Великим Синедрионом в качестве священных из всего, переданного пророками
Израиля. Ветхий Завет входит в Священное Писание в иудаизме и христианстве. В исламе подлинность существующего Ветхого Завета не признается. Танах состоит из 39 книг, по еврейской традиции — из 22, по числу букв еврейского алфавита (или из 24, по числу букв греческого алфавита).
Все 39 книг Ветхого Завета разделяются в иудаизме на три отдела: Тора (Закон), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания).
«Закон» (Тора) — содержит Пятикнижие Моисея:
Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, «Пророки» (Невиим) — содержит книги: Иисус Навин, Судьи
1-я и 2-я Самуила (в еврейской традиции считаются одной книгой, в православной Церкви — Первая и Вторая Книга Царств)
1-я и 2-я Царей (в еврейской традиции считаются одной книгой, в православной Церкви — Третья и Четвёртая Книга Царств)
Исаия
Иеремия
Иезекииль
Двенадцати малых пророков (в еврейской традиции считаются одной книгой)
Осия
Иоиль
Амос
Авдий
Иона
Михей
Наум
Аввакум
Софония
Аггей
Захария
Малахия
«Писания» (Ктувим) — содержит книги:
Псалтирь
Притчи
Иов
Песнь Песней
Руфь
Плач Иеремии
Екклесиаст
Есфирь
Даниил
Ездра и Неемия (в еврейской традиции считаются одной книгой, в Септуагинте — Книга Ездры ?)
1-я и 2-я Летопись (в еврейской традиции считаются одной книгой, в Православной Церкви — 1-я и 2-я Паралипоменон, в Католической и протестантских — 1-я и 2-я Хроник).
В еврейской традиции за счет соединения Книги Руфь с Книгой Судей в одну книгу, а также Плача Иеремии с Книгой Иеремии, получается вместо 24
книг 22. Как свидетельствует Иосиф Флавий, древние евреи насчитывали в своём каноне двадцать две священные книги. Все эти книги признаны также каноническими и в христианстве.
Ездры ? (в Славянской Библии — Вторая книга Ездры, в Греческой Библии — книга Ездры ?, протестантстве — Первая книга Ездры, в приложении к Вульгате — 3-я книга Ездры), Книга Товита (Товит); Книга Юдифи (Юдифь); Маккавейские: Первая книга Маккавейская; Вторая книга Маккавейская ; Третья книга Маккавейская; Четвёртая книга Маккавейская; Книга Премудрости Соломона (Премудрость Соломона); Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сирах); Книга пророка Варуха (Варух); Послание Иеремии; Оды; Псалмы Соломона.
Кроме этого, дополнительные отрывки к книгам Танаха, наибольшие из которых:
места в книге Есфири: сон Мардохея (Есф. 1:1); указ Амана (Есф. 3:13); молитва Мардохея и Есфири (Есф. 4:17); речи Есфири и Артаксеркса
(Есф. 5:1-2); указ Мардохея от имени Артаксеркса (Есф. 8:12); изъяснение сна Мардохея (Есф. 10:3);
молитва Манассии в конце 2-й книги Паралипоменон (2Пар. 36:24);
последний 151-й Псалом (Пс. 151);
молитва Азарии и песнь трёх отроков (Дан. 3:24-90);
повесть о Сусанне (Дан. 13);
история о Виле и Драконе (Дан. 14).
Этих книг и отрывков и в современной еврейской Библии (Танахе) нет, большинство из них появились на греческом языке, но для некоторых существовал еврейский текст. Так, в 1896 году в Каирской генизе были найдены фрагменты (больше половины книги) еврейского текста Книги
Премудрости Иисуса, сына Сирахова, датируемые XI—XII вв., в числе кумранских находок (1947—1956 гг.) были найдены фрагменты книги Товита на арамейском языке и на иврите (еврейском).

Число вышеприведенных дополнительных книг и отрывков различно в Библиях различных Церквей. Книги Ветхого Завета в Греческой Библии совпадают с Септуагинтой (кроме Од и Псалмов Соломона). Ветхий Завет Славянской Библии основан на Септуагинте, но на эту основу накладываются многочисленные влияния со стороны латинской Библии — Вульгаты. В Синодальном переводе Библии на русский язык, выполненном в XIX веке, канонические книги Ветхого Завета переведены с еврейской Библии (масоретского текста), но в отдельных случаях с Септуагинты (например, Ис. 7:14), а неканонические — с греческого (Септуагинты) и латинского (3-я книга Ездры). В Синодальном переводе дополнительные отрывки и стихи, взятые из Септуагинты, не содержащиеся в еврейской Библии, помещаются в квадратных скобках. В протестантских изданиях Синодального перевода эти вставки убраны.
Русская Православная Церковь причисляет к каноническим (богодухновенным) ветхозаветным книгам только 22 книги иудейского канона (Танах),
разделенные на 39 книг. Эти книги названы книгами Ветхого Завета в 60-м правиле Лаодикийского собора (около 360 года), в правилах святителя
Афанасия, архиепископа Александрийского, святителя Григория Богослова (кроме книги Есфирь) и святителя Амфилохия, епископа Иконийскаго. При
этом Лаодикийский собор и Афанасий Александрийский добавляет к ветхозаветным книгам книгу пророка Варуха и Послание Иеремии. Святитель
Амфилохий Иконийский в упоминании ветхозаветных книг точно соответствует книгам Танаха и называет только эти книги богодухновенными.
Неизменяемость этих правил утверждена на Пято-Шестом (Трулльском) соборе. Несмотря на некоторое расхождение, книга Пророка Варуха и Послание
Иеремии относятся в Русской Православной Церкви к неканоническим.
К неканоническим (назидательным, но не богодухновенным) книгам, помещаемых в Славянскую Библию, Русская Православная Церковь относит 10
дополнительных книг Септуагинты:
Вторая книга Ездры (в Септуагинте — Ездры ?),
Книга Товита,
Книга Юдифи,
Книга Премудрости Соломона,
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова,
Послание Иеремии,
Книга пророка Варуха,
Первая книга Маккавейская,
Вторая книга Маккавейская,
Третья книга Маккавейская,
и также Третью книгу Ездры (переведена с латинского) и все дополнительные отрывки к Танаху, содержащиеся в Септуагинте. В греческих Православных Церквях (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Элладская, Кипрская) дополнительные
книги к Танаху называются «анагиноскомена» (то есть «рекомендуемые для чтения»), причем некоторые православные богословы называют их
второканоническими. На Поместном Иерусалимском Соборе (англ.) 1672 года, на котором присутствовало около 70 архиереев и священников от большинства Православных церквей, книги Премудрость Соломона, Иудифь, Товия, книги Маккавейские, Премудрость Сираха и 13-14 главы книги Даниила (повесть о Сусанне и история о Виле и Драконе) были отнесены к числу канонических. При этом катехизис митрополита Филарета (Дроздова) не упоминает этих книг в составе книг Ветхого Завета. Сами греки понимают каноничность этих книг не в смысле их богооткровенности (богодухновенности), но в смысле, что они входят в состав Священного Писания. В отличие от Славянской Библии в Греческой Библии отсутствует
Третья книга Ездры, но имеется Четвёртая книга Маккавейская, помещаемая в Приложение.
В католицизме в состав канонических книг Ветхого Завета Библии (Вульгата), утверждённых на Тридентском соборе в 1546 году и подтвержденных
на Ватиканским соборе 1871 года входят так называемые второканонические книги, признанными имеющими равный авторитет и богодухновенность с книгами Танаха (ранее вошедшими в канон). Среди этих 7 книг: Книга Товита, Книга Иудифи, Книга Премудрости Соломона, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, Книга пророка Варуха с Посланием Иеремии (включена в книгу Варуха в качестве 6-ой главы), Первая книга Маккавейская, Вторая книга Маккавейская.
Также в католицизме признаны каноническими все вышеуказанные дополнительные отрывки, содержащиеся в Септуагинте, кроме 151-го Псалма и Молитвы Манассии. Таким образом, в отличие от Славянской Библии в Вульгате отсутствует Третья книга Маккавейская, 151 Псалом, Вторая и
Третья книги Ездры, причем последние две помещается в приложение к Вульгате (с названием 3-я и 4-я книги Ездры) вместе с молитвой Манассии.
Послание Иеремии входит 6-ой главой в книгу пророка Варуха.
В протестантстве книги Ветхого Завета составляют только книги Танаха. Неканонические (второканонические) книги в протестантстве называются апокрифами, но


Поделиться:

Библия Биография, Библия Биография читать, Библия Биография читать онлайн